Шаржи. Карикатур.
Мастера отечественной карикатуры и шаржа.

Нам есть на что опереться в своем творчестве - это на опыт великих Мастеров отечественной карикатуры и жанра. Будучи школьниками, мы посещали студию-лицей журнала "Крокодил", и нам довелось непосредственно встречаться с мэтрами Борисом Ефимовым, Гарри Йоршем, Щукаевым, с творческим союзом Кукрыниксы и многими другими большими мастерами жанра карикатуры, с главным редактором журнала "Крокодил" Володей Мочаловым, дружим и общаемся до сих пор. Мы хотим,чтобы посетители нашего сайта открыли для себя хоть малую толику информации о Мастерах журнальной карикатуры советской эпохи.

Художники-шаржисты Братья Ивановы .

Источник: Сборник Мастера Советской Карикатуры
КУКРЫНИКСЫ, Россия

 

псевдоним творческого коллектива трех совместно работающих советских живописцев и графиков — Куприянова Михаила Васильевича (р. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. 1902), Соколова Николая Александровича (р. 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). Более 25 лет Кукрыниксы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, являя образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве. Кроме того, каждый из Кукрыниксов работает и индивидуально, создавая талантливые пейзажи, портреты, рисунки. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «…; то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Творчество Кукрыниксов многообразно. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Кукрыниксы бесспорно занимают ведущее место в области сатирического жанра в современном изобразительном искусстве.

Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 в студенческой стенной газете Вхутемаса. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». В 20-е гг. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними в 1931 посоветовал Кукрыниксам не ограничиваться литературными шаржами, а шире охватить жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 появляются их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др.). В 1936—37 Кукрыниксы исполняют карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы [«Превращение фрицев», «Долг платежом красен», «Потеряла я колечко», «Весенняя посевная» и др.]. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951, и мн. др.). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др.).

В 20-х гг. Кукрыниксы начали свою деятельность книжных иллюстраторов. В 1933 они иллюстрируют «Клима Самгина» Горького, в 1937 — произведения Н. В. Гоголя, в 1939 — М. Е. Салтыкова-Щедрина. Большое влияние на развитие творчества Кукрыниксов оказала их работа в 1940 над иллюстрациями на темы истории партии.

В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46). За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. За эту работу и за политические карикатуры в 1950 Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих, их идейную чистоту и благородство. За эти иллюстрации и политические карикатуры 1950 года Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии в 1951. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса.

Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др.) появились в 1932. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Литература
Горький М. Кукрыниксы, «Правда», 1932, 31 января, № 30.
Кеменов В. [вступ. ст.], Кукрыниксы, в кн.: Кукрыниксы. М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов [Каталог выставки], М., 1944.
Кукрыниксы. Михаил Васильевич Куприянов. Порфирий Никитич Крылов. Николай Александрович Соколов, М.—Л., 1950.
Кауфман Р. Кукрыниксы, М.—Л., 1937.
Кукрыниксы. Карикатуры 1941—1946 гг. Каталог выставки, М., 1947.
Кукрыниксы…;, М.—Л., 1948.
Ефимов Б. и Иоффе М. Кукрыниксы. (К 30-летию творческой деятельности), «Искусство», 1952, № 1.

Источник: БСЭ

КУКРЫНИКСЫ

В работах Бориса Ефимова запечатлeн весь 20-й век, самые влиятельные политики ушедшей эпохи.
Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.
Мастер политической сатиры, плакатист и иллюстратор, Борис Ефимов всю жизнь был тесно связан с журналистикой, его рисунки постоянно печатались в центральных газетах и журналах - в "Известиях", "Правде", "Литературной газете", "Крокодиле", "Огоньке".

Карикатуры Бориса Ефимова

Борис Ефимов - автор многочисленных агитационных материалов. Его первые рисунки появились в газетах еще в 1916 году. За карикатуры и шаржи на Гитлера в годы войны гестапо занесло художника в особый список - "найти и повесить". Ефимов не испугался и по-прежнему выезжал на фронт в качестве военного корреспондента, а в 1945 году Борис Ефимов присутствовал на Нюрнбергском процессе.

В годы репрессий в тюрьме погиб родной брат художника, журналист и писатель Михаил Кольцов. Ефимова Сталин не тронул. Авторитет художника был настолько высок, что на протяжении многих десятков лет он считался главным карикатуристом страны. Конкурировали с ним только Кукрыниксы.

На счету Бориса Ефимова десятки тысяч рисунков, шаржей на знаменитых писателей, актеров, политических деятелей. Он автор серии литературных портретов и книги воспоминаний под названием "Мой век", где отразил важнейшие события уходящего столетия, свидетелем которых был лично. Государство не раз награждало художника высшими правительственными наградами и премиями, ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Патриарх отечественной карикатуры считает, что ему повезло не только увидеть, как сменяются судьбоносные эпохи, но и нарисовать свою историю ХХ века, смешную и остроумную.
"Труд" сыграл в моей жизни важную роль, - рассказывает Борис Ефимович, листая свой семейный альбом. - В 1940 году после гибели моего брата Михаила Кольцова все центральные газеты отказались печатать мои карикатуры. И только "Труд" продолжал их публиковать - правда, под псевдонимом Б.Борисов.  

Однажды в редакцию по какой-то причине заехал Молотов. Он взял в руки последний номер и увидел мою карикатуру. "Это же рисунок Бориса Ефимова! - удивился он. - Его ни с кем не спутаешь. Почему же тогда стоит подпись какого-то Борисова?" Редактор попытался что-то объяснить, но Молотов его оборвал: "Подписывать такие шедевры чужой фамилией - непростительная глупость!" С тех пор в "Труде", а вскоре и в других изданиях снова, как и прежде, появились карикатуры, подписанные Бор. Ефимов.  

Борис Фридлянд родился 15 (28) сентября 1900 г. в Киеве. Родители — Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.) и Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Борис начал рисовать еще с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.  

В 1917 г. Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.  

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе.

С 1922 г. художник переезжает в Москву, где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил». 

С 1966 г. Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.

Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре абсолютно уникальный феномен — «положительная сатира».

Активно участвовал во всех провокационных кампаниях советского режима: борьба с «социал-фашистами» - социал-демократическими партиями Запада, дело Бухарина-Рыкова-Зиновьева и др., космополитами, с генетикой- «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», c Ватиканом, «врачами-убийцами», с маршалом Тито, со «вражескими голосами» - радиостанциями Европы и Америки и т.д. Был самым ярым врагом «юмора молодых»-новой волны советской карикатуры.
В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств.

В 2007 году он был назначен главным художников газеты «Известия».
01.10.2008. В Москве в ночь на среду  на 109-м году жизни Борис Ефимов скончался.

До последнего дня  Борис Ефимов продолжал работать. Он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни: выступал на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

"Этот человек олицетворял собой целый век удивительно яркого, талантливого творчества в весьма опасном и рискованном жанре карикатуры, - рассказывает бывший главный редактор журнала «Крокодил» Алексей Пьянов. - Борис Ефимов был прекрасным художником, замечательным иллюстратором, но прежде всего он был одним из самых значительных, самых интересных и самых талантливых в мире карикатуристов. Мне довелось 15 лет работать с ним в "Крокодиле", и он был бессменным членом редколлегии начиная с 1922 года, когда в журнале были опубликованы его первые рисунки. Этот человек навсегда останется в истории карикатуры".

Алексей Пьянов добавил, что с уходом Бориса Ефимова сатирический цех потерял своего лидера.

Борис Ефимов

Художник-карикатурист, иллюстратор детских книг:

[р. 17 (30).8.1906, Ростов-на-Дону], советский график, народный художник СССР (1974).

Член КПСС с 1941. Учился в Ростовском художественном техникуме (1926—28). Один из крупных мастеров советской карикатуры, С., работая обычно в технике рисунка тушью в сочетании с акварелью, выступает преимущественно в жанре бытовой сатиры (с 1935 сотрудничает в журнале «Крокодил»), создаёт юмористические рисунки для детей (с 1957 главный редактор журнала «Весёлые картинки»); известен и как книжный иллюстратор («Трое в одной лодке...» Дж. К. Джерома, тушь, 1956). Награжден 2 орденами, а также медалями.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР
Лит.: Иван Максимович Семенов. Каталог выставки, М., 1964.

Источник: БСЭ

 

Иван СЕМЕНОВ проявил художнические способности очень рано и несколько необычным способом. Лишившись отца, он вынужден был в годы нэпа зарабатывать кусок хлеба продажей папирос. И чтобы привлечь покупателя, раскрасил и разрисовал фанерный ящичек, в котором хранились пачки «Нашей марки», «Пушек», «Дюшеса». Ящик этот вызывал чувство острой зависти у всех ростовских ребятишек-папиросников и, к сожалению, привлекал пристальные взоры милиции. Назревал конфликт между искусством и жизнью...

Но миновали трудные 'времена нэпа и для таких подростков как Иван Семенов, широко распахнулись двери фабзавучей, Вузов, студий. Прошли годы учения, и рисунки молодого карикатуриста заняли свое законное место уже на страницах газет, журналов и книг.

Их всегда отличала и отличает неистощимая фантазия, они по-настоящему забавны и, как чудесные камни-самоцветы, излучают улыбку. Художник достигает особенно большой впечатляющей силы в массовых, многофигурных рисунках.

Веселое искусство Ивана Максимовича Семенова любимо миллионами советских читателей и зрителей.

Иван Максимович Семенов
на главную
шаржи по фотографии
компьютерные шаржи и комиксы
шаржист на мероприятии
силуэты
шаржи на знаменитостей
вверх страницы
E-mail: 3111967@rambler.ru
Посмотреть другие наши сайты: www.ivanovyart.ru ; www.2ivanova.ru
www.ivanovy.ru
Прочесть очерк о мультипликаторе С.Алимове